Этот загадочный московский проект вынашивает свои альбомы по пять-шесть лет, практически не выступает и нечасто светится в прессе. Первый и пока единственный диск Нефелим "Врата Мироздания" увидел свет еще год назад, но до сих пор официальный сайт группы остается практически единственным источником информации о коллективе (если не считать рецензий в журналах и Интернет-изданиях самых разных стран). Мы решили не ограничиваться достаточно жесткими рамками биографии на официальном сайте и предложить вашему вниманию более подробную информацию о группе. Тем более, что сайт, как выяснилось в процессе общения, не всегда бывает истиной в последней инстанции - например, с классификацией творчества Нефелим как прогрессив-пауэр музыканты не совсем согласны. Итак, на наши вопросы отвечает клавишник и вокалист коллектива - DJ Avad.
Не так давно у вас в составе произошли большие перемены. Расскажи поподробнее о том, кто ушел, кто пришел, и какова сейчас кадровая ситуация в группе?
У нас коллектив состоит из четырех человек, и сразу после выпуска альбома ушла вся ритм-секция. Буквально сразу после того, как альбом был выпущен, ушел барабанщик Александр Расторгуев. У нас и раньше периодически были с ним проблемы, это один из самых старых членов коллектива, он уже однажды уходил на год, потом возвращался, но на этот раз он ушел окончательно в связи с проблемами в семье. Затем где-то летом ушел басист Константин Бирюков, у него произошла переоценка ценностей, он решил, что не видит себя больше как музыкант и хочет заниматься другими делами. Таким образом, мы остались без барабанщика и басиста, а найти и того, и другого достаточно сложно. Мы кого-то слушали, с кем-то пытались играть, и в итоге взяли молодого подающего надежды барабанщика Семена Левина. Пока он еще недостаточно опытный, так что мы ждем, когда он наберется опыта и подрастет. А басиста Александра Швеца мы взяли буквально две недели назад. Он тоже достаточно молод, пока особо не был нигде замечен, только в группе Хит-Парад, это в основном учебный проект Сергея Задоры, там он учился и до сих пор там иногда играет. Надеюсь, что в ближайшем будущем мы начнем-таки активную деятельность.
В настоящий момент вы переписываете "Врата мироздания" с английскими текстами. С какой целью? Вы хотите издать его на Западе?
Мы с самого начала планировали искать контракт где-нибудь там. Дело не в том, что мы сильно на это рассчитываем, особо обнадеживаться никогда не стоит, но мы пытаемся. Мы связывались с лейблами, были какие-то варианты, но пока мы так ничего и не заключили. Несколько предложений касалось того, чтобы перезаписать альбом на английском языке, чтобы в дальнейшем выпустить его именно в таком виде, хотя другие люди на Западе вполне соглашались издавать его и на русском. С одной стороны, конечно, плохо топтаться на месте с одним альбомом, а с другой стороны, на английском языке его имеет смысл выпускать. И в нашей стране есть люди, которые почему-то очень не любят слушать музыку на русском, хотя есть и те, кто наши группы на английском не переваривают. Да и на Западе им будет попроще воспринимать нашу музыку.
В какой стадии сейчас работа?
Перезапись еще не закончена, у нас были проблемы со студийным временем, поэтому еще работы много. Тем не менее, я надеюсь, что в скором времени перезапись завершится. Я значительно переделал вокальные партии в связи с тем, что специфика языка немножко иная, да я и изначально хотел их переделать, потому что они казались мне недостаточно убедительными.
Есть ли у вас новый материал?
Материала очень много, ведь этот материал был написан гитаристом еще в 1996 году. У меня много новых песен, у гитариста Дмитрия Фокина также много песен, плюс к этому, выяснилось, что у нашего нового басиста достаточно своих наработок. Возможно, мы и с ними будем работать. Есть уже готовые вещи, есть какие-то еще не оформившиеся наработки, одним словом, хватает материала на неимоверное количество вещей. К сожалению, до недавнего времени у нас не было возможности над ним работать просто потому, что некому было играть. Но сейчас я все-таки надеюсь, что мы начнем его делать, все-таки тяжело топтаться на месте столько времени.
В последнее время Нефелим совершенно не дает концерты. Это принципиальная позиция или отсутствие возможности?
С тех пор, как осенью 2002 года от нас ушел барабанщик, давать концерты просто не было возможности. До этого у нас был один пробный концерт, где-то в конце 2001 - начале 2002 года, мы его сделали без какой-либо рекламы, просто чтобы попробовать, насколько возможно отстроить звук, потому что до этого мы тоже длительное время не выступали. Но нам ничего не понравилось, мы в итоге ничего толком не смогли отстроить. Затем решили дожидаться выхода альбома, а как он вышел, ушел барабанщик. В 2000 году мы дали несколько концертов, до этого еще парочку в 1999-м, и в 1997-98 несколько штук. Еще ранее опять была перетряска состава, самый первый состав, который назывался Nifelheim, распался. А у Nifelheim было много концертов. Я надеюсь, что концерты возобновятся, их надо давать, хотя бы в поддержку альбома.
Вы выпустили диск самостоятельно, не прибегая к услугам каких-либо лейбов. Почему была выбрана такая стратегия? Ведь сейчас лейблов в России достаточно много…
Контор, называющих себя лейблами, действительно много, но проблема в том, являются ли они лейблами в полном смысле этого слова. Сейчас действительно возникает такая тенденция - так называемые лейблы по-настоящему начинают заниматься командами. Не буду пиарить конкретные лейблы, но один из крупных лейблов действительно занимается своими командами. Другой лейбл подписывает много наших команд, похоже, что без разбора. Я не знаю всей их подноготной, но мое мнение как стороннего наблюдателя - лучше меньше, да лучше. Но дело не в этом - лейбл все-таки должен активно заниматься командой, не только выпустить ее, отдать 50 дисков и до свиданья. Должны быть конкретные акции, промоушн и т.д. Единственное, в чем наш вариант уступает - это в дистрибуции. У них дистрибуция налажена очень хорошо, а у нас не налажена совсем. С другой стороны, мы имеем возможность делать с нашими дисками, что хотим. Часть дисков мы продаем, часть отсылаем лейблам и журналам в качестве промоушна, причем столько, сколько хотим, а не столько, сколько решит лейбл, который нас подписал. Мы договариваемся с западными лейблами о дистрибуции, отсылаем им диски, и они там что-то потихоньку распространяют на своей территории. Мы решили, что мы в состоянии сами себя выпустить, деньги у нас на это были, а связываться с каким-то нашим лейблом не очень хотелось. Сейчас если будут нормальные предложения на территории России, мы бы их рассмотрели.
То есть, кто будет издавать следующий диск, пока не известно?
Нет, тем более что мы еще не закончили с этим диском. Есть определенная надежда, что уже с этого диска мы подпишемся на какой-нибудь небольшой западный лейбл с более-менее приличными условиями, чтобы можно было следующий альбом сработать хорошо.
Почему вы решили записываться во Vnukovo Studio?
А много ли у нас вообще студий? Когда мы пошли туда, а это было лет пять назад, студий было еще меньше, а продюсерских работ вообще не было. С Vnukovo мы, по крайней мере, точно знали, что там есть, и с чем там работают.
Вы сами довольны, как звучит диск?
Нет, конечно. (Смеется.) Звук - это дело очень сложное. Если бы мы писали музыку несколько иного плана, скажем, стандартный хэви-метал - две гитары, бас, барабаны и вокалист - то я думаю, что мы смогли бы на той же аппаратуре и при тех же условиях сделать звук, который бы более-менее удовлетворил всех. Но в связи с тем, что у нас более сложная в плане записи музыка, было допущено больше ошибок. У нас полно партий, куча всего понамешана, и отчасти произошли ошибки аранжировки, а отчасти дело просто в том, что мало кто знает, как это все можно хорошо записать и свести. Ошибок было полно, но я считаю, что в той ситуации, которая у нас сложилась тогда, мы сделали многое для того, чтобы альбом звучал более-менее прилично. Запись, конечно, плохая, если сравнивать ее со средним мировым уровнем, но и положительные моменты там тоже есть.
Почему диск писался так долго? Студийная работа у вас растянулась чуть ли не на два года…
Да даже, пожалуй, на дольше. (Пауза.) Опять-таки, у нас были различные проблемы. Я долго не мог прописать вокал. На студии часто были задержки. Плюс, мы не могли сделать так, чтобы все взяли отпуск на какое-то время и все сразу прописали. Это уже специфика работ в нашей стране. Очень долго длилось сведение, потому что человек, которого мы ангажировали для того, чтобы он помог нам все это свести (Paul Faster - авт.), очень занят, он работает со многими известными проектами, в основном, эстрадными, и у него не так много времени.
Альбом начинается с интро с интересным названием "Отступление от двадцать шестого…". Что это значит?
Хороший вопрос, сложный. (Пауза.) Это связано с некоторыми событиями личного характера. 26-е - это число, день календаря. Плюс там небольшая игра слов, но это уже мелочи.
Еще не могу не спросить и про последний трек "Рассвет…", который идет 14 минут, но на обложке его продолжительность указана как 6:44…
(Смеется.) Последний трек идет столько, сколько там указано. Но затем идет некий хидден-трек, это переаранжированная вещь "Лета" с этого же альбома. Она была переаранжирована в таком виде еще очень давно, это делал гитарист, а я только кое-что подправил и чуть изменил в аранжировках уже на уровне сведения. Этот трек очень подходит к атмосфере альбома, по крайней мере, мне казалось это удачным. Это такой ребус и такая небольшая шутка. Не знаю, много ли людей осознало это, но послушайте композицию Роберта Майлза "Children", и все сразу станет понятно.
Меня несколько удивил тот факт, что Михаил "Maiden" Смирнов (клавишник Mental Home) на вашем альбоме поет. Он, насколько мне известно, никогда не пел раньше…
Он действительно не пел в Mental Home, но на альбоме "Black Art" у него был кусок, который он исполнял эдаким певучим шепотом. Ну, он вообще человек музыкальный. Не могу сказать, что он много пел на нашем альбоме, им, в основном были прописаны дабл-треки, бэки, и т.д. Самая сильная его работа - речитативные куски в "Инквизиции".
Сколь сильно изменился материал после того, как ты пришел в группу? Ведь музыка была написана еще до возникновения этого альянса.
Да, это так. Но я еще тогда наблюдал за этим делом, я знаком с гитаристом Димой Фокиным с давних пор, и я всегда интересовался его творчеством. Он просил меня помочь сделать клавишные аранжировки, когда решил ввести в музыку группы клавишные, еще какие-то мелочи. А потом постепенно я оказался в коллективе. Я многое переработал, материал немножко преобразился, наложили отпечаток клавишные аранжировки, плюс были сделаны небольшие изменения в гармониях.
Какое-то время Нефелим работал с женским вокалом. Почему от него отказались?
Если найдется достойный вариант женского вокала, я думаю, что мы будем не против его использовать в дальнейшем.
Ты где-то пел или играл до прихода в Нефелим?
Нет, у меня были только какие-то свои наработки. Я даже не планировал играть в рок-группе (смеется), по крайней мере, не планировал ни к кому присоединяться. Это произошло случайно в связи с нашим давним знакомством и моем участием в делах этого коллектива.
Вы определяете свой стиль как пауэр-прогрессив…
Это не мы определяем. Дело в том, что мы его никак не определяли, просто когда какое-то количество людей услышало этот альбом, многие сошлись во мнении, что это следует определить как прогрессив-пауэр. Мы сказали: "Хорошо, замечательно", и поместили это на официальный сайт. (Смеется.) Нам-то все равно, в принципе. Хотя я не считаю, что там много прогрессива, я его, в принципе, там не вижу. В новом материале, который, может быть, когда-нибудь увидит свет, будут элементы настоящего прогрессива в моем понимании этого термина. Да и пауэра в современном смысле слова там не так много. На современный пауэр-метал европейского - скажем, итальянского или финского - образца - мы не очень похожи, на мой взгляд.
Нельзя ли поподробнее о новом материале? В каком направлении будет развиваться группа?
Увидим. (Смеется.) Я, честно говоря, не могу сказать. Еще до того, как я попал в команду, мне в Нефелиме нравилась та черта, что материал не ориентирован ни на одну команду. Бывают, конечно, какие-то невольные заимствования, потому что люди слушают музыку, и она на них влияет. Но обычно наши команды грешат наличием явных и конкретных ориентиров и используют подход типа: "А не играть ли нам музыку в духе того-то и того-то?", для чего снимаются все фишки, которые есть. Мне кажется, что такого у нас нет, и мне это всегда нравилось. Основной композитор этого альбома, Дима Фокин, очень мало слушает чужую музыку вообще и современные направления типа пауэра или прогрессива в частности, причем уже давно. Он ориентируется на другие дела. А может быть, у него просто чище взгляд, и он делал больше независимых вещей. Конечно, у нас (как и у всех, в принципе) есть какие-то заимствования, но больше от классики поп-культуры или эстрады, наверное, известных песен старых артистов, но это мелочи. Что будет дальше - этого не знает никто. Если судить по нескольким готовым вещам, то они будут больше оправдывать определение "прогрессив", там чуть больше ритмических наворотов и нестандартных гармонических ходов. Но при этом сильно ударяться в демонстрацию техники мы не будем, потому что мы иначе подходим к музыке. Для нас очень важна мелодическая составляющая.
При издании диска на Западе не будет ли проблем с названием? Ведь сольный проект Карла МакКоя (Fields Of The Nephilim) назывался практически так же - The Nefilim.
Не знаю. (Смеется.) Может быть, и будут. Существует же куча групп, у которых название отличается одной буквой, а то и вообще не отличается. Есть, например, два "Хеллоуина" - французские прог-рокеры Halloween и немцы Helloween. И тот, и другой - очень достойные команды, вполне известные в своих кругах. С другой стороны, недавняя история с "Ковенантами" закончилась совсем по-другому. Но все равно примеры есть. Плюс ко всему, у нас и написание другое - полу-кириллица, полу-греческий, полу-латиница. Если возникнут серьезные проблемы, которые мы не сможем решить, и от которых будет зависеть, будем ли мы на Западе выходить, мы будем их каким-нибудь образом решать. Возможно, мы сменим название на что-нибудь не очень далекое от нынешнего, но все-таки другое.
Весь альбом "Врата мироздания" выложен у вас на сайте в формате mp3. Это не вредит продажам?
Нет. А чего нам, в общем-то? (Смеется.) Мы и так не планировали на этом сильно заработать, ведь мы изначально знали, что хорошей дистрибуции у нас не будет даже в России. Зато благодаря этому каждый желающий иностранец (и не только) может скачать с сайта альбом и послушать его, что они и делают. Многим это нравится, но они все равно часто присылают письма, что они хотели бы купить компакт. Тогда мы это как-нибудь устраиваем. В нашей стране кому надо, тот купит, а кому не надо, тот будет слушать в mp3. Пока это не принципиально.
Еще у вас на сайте целых три рецензии на японском языке. Вы ведете какой-то целенаправленный промоушн на Востоке?
В принципе, рецензий на японском гораздо больше, просто мы не все выложили. Это такой коммерческий ход. (Смеется.) Просто японцы известны необузданной любовью к такого рода музыке, и, конечно же, стоит покрывать все возможное поле наших потенциальных слушателей. Так что мы отсылали материал японским интернет-изданиям и журналам. Плюс ко всему, у меня там есть определенные связи, поскольку я родился и вырос в Японии, в славном городе Токио. Когда мы решили перезаписывать альбом, у нас были планы записать песню "Лета", которая будет сильно отличаться от русскоязычного варианта - там будет полностью переделана вокальная линия, и текст будет нести несколько иной смысл. Я изначально хотел его сделать таким, просто не было времени, там были другие проблемы. Кроме того, планировалась одна песня на японском языке, это кавер на саундтрек к одному японскому мультфильму 1984 года выпуска. А еще одна вещь просто не вошла в альбом, мы уже в студии решили, что не будем ее писать. Причины мы уже сами не помним, просто так решили. А сейчас нам показалось, что зря этого не сделали, и теперь, возможно, выпустим эдакий сингл в целях промоушна. Будем его рассылать, в том числе, на японские лейблы, может, там что-то получится.
Как ты относишься к переносу фэнской активности с бумаги в Интернет? Бумажных фэн-зинов практически уже не осталось, а Интернет-форумы приобретают все большее влияние. Это положительный момент или отрицательный?
С точки зрения ретрограда, это, конечно, отрицательный момент. (Смеется.) Но, безусловно, положительных моментов очень много. Количество людей, обитающих в Интернете, значительно больше того контингента, который может покрыть печатное издание тиражом в 100 экземпляров, отпечатанных на ксероксе. Конечно, это совсем другой масштаб. Бросить рекламу на все известные доски не так сложно, как попытаться вручную распространять журналы. Плюс к этому, Интернет стал более доступным, а потихоньку число пользователей будет и дальше расти. С другой стороны, я отношусь к людям, которые любят печатные издания, просто потому, что их приятнее листать. Я не так много покупаю таких изданий, но мне приятнее читать с листа, чем с экрана.
Последний вопрос - почему вы не публикуете свои фото? Их нет ни в буклете диска, ни на сайте.
Ну, как-то решили мы так. А зачем? Я понимаю, мы рок-звезды и идолы, но… Во-первых, чтобы помещать фотографии нужно, чтобы это было красиво, нужно все делать очень стильно, и для этого необходимо много над этим работать. Нет никакого смысла в том, чтобы тупо помещать фотографии плохого качества без какого-то интересного оформления, для нас это не очень приятно. А во-вторых, фотографии не вписывались в формат альбома, не соответствовали дизайну и задумке. В дальнейшем мы тоже не планируем размещать фотографии, но вдруг что-нибудь интересное подвернется…
Официальный сайт Нефелим: http://www.nefelim.ru
Роман "Maniac" Патрашов
19 ноября 2003 г.
© Russian Darkside e-Zin
http://www.darkside.ru/